Почти сорок лет назад произошла самая страшная авиакатастрофа, вернее страшное было не в самой аварии, а в ее последствиях.
Крушение рейса 571.
Двенадцатого октября 1972-го года юниорская команда регбистов «Old Christians» вылетела на соревнования из Монтевидео в Сантьяго, столицу Чили. Из-за плохой погоды самолету FH-227 рейс 571, на борту которого находилось сорок пять человек, пришлось приземлиться в аэропорту Мендоса (Аргентина) и там переночевать. Он не смог сразу напрямую вылететь в Сантьяго, поэтому экипаж принял решение лететь на юг возле гор Мендос, потом сразу свернуть на запад и только после этого уже лететь на север и начинать снижение на город Сантьяго после прохождения Курико. Тринадцатого октября пилот сообщил, что они пролетели Курико, после этого авиадиспетчер разрешил снижение на посадку в аэропорт Сантьяго. Это было самой серьезной ошибкой. Самолет попал в турбулентную зону и стал снижаться, он ориентировался только по времени. Когда они пролетели циклон, то экипаж сразу понял, что они летят прямо на горную вершину аргентинских Анд, и нет ни малейшей возможности хоть как-то уйти от столкновения. В итоге самолет FH-227 своим хвостом зацепил вершину скалы, после удара о скалу и землю, самолет потерял, и крылья, и хвост. А фюзеляж на огромнейшей скорости пронесся по склону горы, пока не врезался в большие глыбы снега носом. От такого страшного удара и скорости из фюзеляжа вылетели наружу кресла вместе с пассажирами. Из 45 человек семнадцать погибло мгновенно. Такая картина падения самолета всем напомнила сцену из фильма ужасов: везде кровь, страшные стоны раненых и трупы погибших людей… И страшный холод!
Эта жуткая трагедия произошла почти сорок лет назад и в то время привлекла к себе огромное внимание всего мира. Об этой авиакатастрофе писали газеты и журналы всех стран, в 1973-ем году американские режиссеры сняли художественный фильм «В живых». В данном фильме воссозданы с документальной точностью все моменты страшной беды, которая постигла пассажиров уругвайского самолета.
Первые дни в горах.
Двенадцать человек погибло сразу после аварии, на следующее утро погибло еще пять человек, а еще позднее один скончался от ран. Двадцать семь человек, которые остались в живых столкнулись с проблемой выживания в жестокие холода. У выживших людей не было ни теплой обуви, ни теплой одежды, ни лекарств, ни альпинистских снаряжений. Своим раненным товарищам, два студента с первого курса медицинского колледжа делали медицинские шины и теплые гамаки из обломков авиалайнера.
Поисковые операции самолета FH-227D/LCD.
Правительство трех стран незамедлительно начали искать пропавший с радаров самолет Фэрчайлд-Хиллер FH-227D/LCD уругвайской авиакомпании "Таму". Обнаружить авиалайнер так и не смогли, потому что он был белого цвета и естественно сливался с заснеженным горным ландшафтом. Среди пассажиров этого злополучного самолета находился сын знаменитого художника – Карлито Паэс. Отец Карлито организовывал поиски и поднимал всех на ноги. Спасательные команды, как на вертолетах, так и пешком отправлялись на поиски, но это, ни к чему так и не привело. На восьмой день поисков операцию прекратили.
Каннибализм.
Потихоньку проходили дни, а потом и недели, а выжившие пассажиры продолжали выживать в суровых климатических условиях, не имея при себе никакой теплой одежды. Питание, которое сохранилось на борту разбившегося авиалайнера, было скудным и хватило его ненадолго. В запасе было всего несколько бутылок вина, немного соленых крекеров и несколько плиточек шоколада. Еду делили на всех присутствующих поровну и смогли растянуть на несколько дней. Даже при самой строгой экономии запасы еды быстро кончились. Для того чтобы была вода для питья, на металлические пласты клали снег и плавили на солнце. Когда закончились продукты и чтобы не умереть с голода, приняли решение, есть мясо с трупов погибших людей. Данное решение далось им совсем нелегко, ведь эти погибшие люди приходились им либо товарищами, либо родственниками, либо однокурсниками.
Все пассажиры авиалайнера были католиками и естественно восприняли данное предложение неуместным и оскорбительным. Но когда прошло несколько дней, измученные голодом пассажиры изменили свое мнение на этот счет.
Первый, кто смог попробовать мясо мертвого человека, был студент-медик Роберто Ганесса, к тому же он еще был и правоверным католиком. Роберто бритвой отрезал кусочек мяса от трупа, который лежал в снегу, это было нелегкое решение, его рассудок панически противился, но голод все-таки оказался сильнее его разума. Его товарищи пришли в ужас, но он им смог объяснить, что на данный момент их главная задача – это выжить, а нормы приличия и морали – уже дело двадцатое.
В январе 1973-го года весь мир облетело сенсационное сообщение о людоедстве в аргентинских Андах, после того когда спасатели раскопали могилы погибших. Мир воспринял эту новость с растерянностью, удивлением и большим возмущением. Многие люди задавались простым вопросом: неужели человек в нашем современном мире способен на такое? Ответить может каждый по-своему…
Лавина или еще одно испытание.
Иногда в жизни не знаешь, где тебя подстерегут испытания, и быть готовым ко всему ни один человек не может. Двадцать девятого октября, пока выжившие пассажиры еще спали, с горной вершины на долину, где лежал разбитый фюзеляж, сошла снежная лавина. Из-за этого природного катаклизма погибло еще восемь человек. Почти трое суток были зажаты снегом живые люди вместе с трупами в тесном пространстве самолета. Чтобы не задохнуться в маленьком и тесном пространстве Нандо Паррадо ногами выбил небольшое окошечко в кабине пилотов, чем и спас людей.
Трудные решения.
Пока не сходила снежная лавина, пассажиры стали понимать, что помощи им ждать неоткуда и каким-то образом надо себя спасть самим. Они вспомнили слова пилота, что уже пролетели Курико, значит где-то недалеко, всего в нескольких милях к западу от места крушения, находится зеленая долина Чили. Поэтому приняли героическое решение идти в поход, вызвались несколько человек – Нума Туркатти, Роберто Канесса, Антонио Визинтин и Нандо Паррадо, но перед самой экспедицией Нума умер от заражения крови.
Роберто Канесса долго не мог решиться пойти в экспедицию, он все ждал, когда закончится зима и немного повысится температура воздуха. Когда путешественники выдвинулись в путь, оставшиеся пассажиры разбившегося авиалайнера отдали им много человеческого мяса и теплой одежды, чтобы они были уверены в своем успехе и смогли всех спасти. В пути им неожиданно попался хвост самолета, в котором находился багаж. В этих чемоданах они нашли чистую одежду, сигареты, шоколад и многое другое. Переночевав на этом же месте, они двинулись далее в сторону Чили, но на второй день экспедиции они чуть не умерли от ухудшения погодных условий и резкого снижения температуры. Посоветовавшись между собой, трио вернулось к хвостовой части самолета, они решили забрать с собой аккумуляторы и вернуться на место падения фюзеляжа, чтобы попробовать с помощью радио оттуда послать сигнал о помощи.
Радио.
Когда они вернулись в хвостовую часть, то поняли, что дотащить их до фюзеляжа они не смогут, и нет никакого другого выбора, так как батареи очень тяжелые. Тогда участники похода вернулись к остальным, забрали рацию из кабины пилотов и пошли опять к хвостовой части, дабы попробовать оттуда послать сигнал. Но вернулись они туда уже не втроем, а вчетвером, взяли с собой еще и Роя Харли, он лучше всех разбирался в электронике. Но из этой затеи тоже ничего не вышло, так как в самолете электрическая система использует только переменный ток, а батареи – постоянный. Участники экспедиции вернулись обратно и поняли одно: выход к спасению лежит только через горы и является единственным спасением для всех. Но в ходе приготовлений к походу выяснилось и то, что невозможно преодолеть аргентинские горы без ночевки, тогда и была выдвинута гениальная идея спального мешка. Пассажиры решили притащить из хвостовой части большие куски ткани и сшить их вместе. Чем и занялся Карлитос Паэс, его еще в детстве мама учила шитью. Чтобы дело шло намного быстрее, он стал обучать остальных выживших, и те стали ему помогать в швейном деле. Когда дело было закончено, и спальный мешок был готов, то двенадцатого декабря путешественники решили идти до Чили через аргентинские горы Анды.
12 декабря или в поисках спасения.
Двенадцатого декабря 1972-го года Роберто Канесса, Антонио Визинтин и Нандо Паррадо пошли в экспедицию через горы. Нандо взял на себя инициативу и подгонял своих уставших товарищей. В ночное время спальный мешок помог им от морозов. По времени поход занял больше, чем предполагалось, поэтому на третий день экспедиции Нандо и Роберто, решили Антонио отправить назад, взяв у него часть мяса. Антонио Визинтин благополучно вернулся к оставшимся пассажирам на самодельных санях, которые он сделал из обломков авиалайнера. А Канесса и Паррадо продолжили свой долгий путь в горы. И только на девятый день похода им попался Серджио Каталан – чилийский пастух. Он то и сообщил всем властям, что есть выжившие пассажиры с 571 рейса. Паррадо и Канесса наконец-то были спасены.
Долгожданное спасение.
Двадцать второго декабря 1972-го года два вертолета смогли, в конце концов, достигнуть места крушения авиалайнера, но забрала не всех пассажиров, а только половину, потому что были плохие погодные условия, и невозможно было вернуться на данное место еще раз. На следующее утро вторая спасательная экспедиция прибыла на место крушения. Все шестнадцать пассажиров с самолета FH-227 были спасены. Их сразу доставили в больницы города Сантьяго.
В прежний мир они вернулись совершенно другими людьми, даже взгляд на жизнь и то сильно изменился. Потом Карлито Паэс вспоминал об этой аварии: «Здесь, внизу, в нашем мире каждый человек пытается сожрать своего ближнего. А там, наверху в горах, наши отношения были только чистыми и глубоко нравственными. Как бы это для всех ни звучало странно».
Фермер Коча Инчиарте с огромной благодарностью вспоминает добрую заботу своих товарищей в аргентинских горах. Он бы не выжил без их помощи. И что самое удивительное в этой истории, что они нисколько друг друга не возненавидели!